Как дела у фитнес-клубов после месяца работы? Статистика

Александр Вишняк, фитнес-эксперт и бизнес-консультант

Как идут дела у фитнес-клубов после открытия (смотрим на Британию и Россию), немного цифр и процентов, примерные прогнозы на осень и почему новая ценовая война почти наверняка похоронит клубы, которые в ней участвуют.

Британская сеть Bannatyne’s сообщила, что только 75% членов клубов вернулись в июле. И это еще очень оптимистично. На деле люди возвращаются не так бодро, как предполагалось. Еще в мае 87% членов фитнес-клубов собиралась продолжить занятия после открытия, а 27% людей без клубных карт собирались их приобрести (Savanta ComRes).
В июне, когда клубы начали открываться, почти 40% британок и 30% британцев продолжали заниматься дома или не тренировались вообще (исследование CIL Management Consultants).

Желая сократить расходы, активизируются «спящие» клиенты: те, кто купил и не ходят (на рекуррентах такие тоже есть). Примерно 12% членов клубов отменят свою подписку в 2020 году (LeisureDB). Как следствие, в этом году членство в британских фитнес-клубах упадет на 20% (прогноз IBISWorld). А выручка клубов уменьшится на 30% (CIL Management Consultants).

У российских клубов тоже отрицательная динамика, только ситуация хуже. Треть фитнес-клубов уже ушли с рынка. Те, кто остался и открылся, закончили июль с падением выручки на 30-40% к прошлому году (данные Национального фитнес-сообщества).

Московские фитнес-клубы начали работать первыми. Клубы в ряде регионов еще в середине июля были закрыты. Часть решили не открываться и после официального разрешения: чиновники на местах самовольно ужесточали требования Роспотребнадзора, и сохранять бизнес для кого-то становилось нерентабельно. По моим подсчетам, «билет обратно» (то бишь открыться, соблюдая все предписания Роспотребнадзора) для среднего размера клуба в Москве стоит порядка 2 млн. рублей.

Это еще не всё. Новую волну закрытий клубов намечают на осень, когда придет время уплаты отложенных задолженностей по налогам, коммунальным и другим платежам. По прогнозам с рынка уйдет еще половина игроков.


Демпинг рулит, но не вырулит

Помочь клубам восстановиться должно было смягчение режима карантина, отсутствие расходов на отпуска и отложенный спрос на фитнес. Однако снижение доходов, осторожность и неопределенность пока перевешивают

Обещание второй волны вируса осенью притормаживает желание приобретать годовую карту и допуслуги. А ценовая война, которую развернули клубы после открытия, наглядно иллюстрирует их отчаянное положение. Клуб может закрыться в любой момент, это понимают и клиенты фитнес-клубов, и владельцы.

Мы в своем клубе после открытия добавили полугодовые карты и рассрочку платежей, чтобы людям было проще решиться на покупку карты. И бьемся за сокращение расходов, чтобы увеличить маржинальность. Остальное осталось на своих местах. Как сократить издержки, чтобы повысить прибыль фитнес-клуба, читайте здесь.

И я бы предостерег всех причастных против жесткого демпинга и развязывания ценовой войны. Скидки 80% на фитнес и «поменяем карту любого другого клуба на нашу» — это нездорово. Как продавать фитнес без скидок, читайте в статье Дарьи Вишняк.

Понятно, что эконом-сегмент в фитнесе растет быстрее других, и на фоне пандемии получил дополнительное ускорение. Но тут есть свои проблемы: психолог и экономист Николай Молчанов прозорливо замечает, что эконом-сегмент работает с клиентами с «мышлением бедняка». Это когда человек оценивает свой уровень жизни ниже, чем нужно, и страдает от этого (такие ребята бывают и среди состоятельных людей, уровень дохода тут не единственный фактор).

При любой покупке такой клиент ощущает себя в проигрыше: его не радуют товар или услуга сами по себе. Покупка означает лишь расходы и невозможность купить что-то другое.

Поэтому конкуренция в экономе — всегда вопрос цены. Лояльность здесь нулевая, клиенты портят кровь по любому поводу и немедленно перебегают к тому, кто предлагает цену ниже.

Массовые продажи очень дешевых товаров и услуг обогащают корпорации. Новому и малому бизнесу экономисты не советуют делать низкую цену главным конкурентным преимуществом.

Почитать по теме: Николай Молчанов, «Драйверы роста».


Узнать больше об Александре Вишняке и управлении фитнес-клубом можно здесь.


Узнайте, какие инструменты автоматизации помогают оптимизировать издержки и увеличить прибыль! Оставьте заявку, и наши менеджеры свяжутся с Вами для бесплатной консультации.


ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ