Оргструктура фитнес-клуба: задачи и примеры

Александр Вишняк, фитнес-эксперт и бизнес-консультант

Оргструктура в том или ином виде нужна любой компании, и малому бизнесу тоже. По сути это формализация вашего бизнес-подхода к управлению и схема, по которой работает клуб.

Из этой схемы проистекает понимание, кто что делает, кто за что отвечает, как принято решать задачи, за кем последнее слово, как сотрудники взаимодействуют друг с другом.

Еще оргструктура помогает понять, как распределяется труд: люди работают каждый над своими задачами в рамках своего подразделения или фланируют туда-сюда; думают ограниченными во времени проектами или неограниченными процессами.

Бонусы продуманной и проработанной оргструктуры — это четкие правила (чем больше людей, тем яснее они должны быть), а также возможность делегировать и разгрузить вас как владельца и/или управляющего фитнес-клуба.

Вы избавляетесь от необходимости постоянно решать спорные вопросы и управлять в ручном режиме. 80% всех ежедневных решений касаются мелких, простых вопросов. Делегируйте ответственность за них подчиненным: пусть они решаются быстрее и желательно без вас.

Типы оргструктуры, которые подойдут и не подойдут фитнес-клубам

Линейная. Под вами, владельцем бизнеса, некоторое количество управленцев. Вы общаетесь только с ними по принципу «вассал моего вассала — не мой вассал». Нормально, если у вас большой фитнес-клуб или сеть.

Из плюсов  — ясность, дисциплина, субординация, прозрачность карьерных перспектив.

Плохо тут только с «проводимостью» информации внутри организации: у вас могут быть потемкинские деревни, разного рода искажения, отсутствие притока новых идей. Ну и если ошибетесь с управленцем, возьмете слабого, это может вам дорого стоить.

Функциональная. Тут все руководители управляют всеми подчиненными. Получается некоторая сумятица из-за нарушения режима единоначалия. Из-за этого её почти не используют.

Линейно-функциональная. Структура четкая, иерархическая. У каждого сотрудника свой начальник, единственный и неповторимый. Такую структуру называют еще штабной: у каждого руководителя есть свой «совет» из подчиненных, который собирается на совещания, обсуждает и вырабатывает решения. Например, в «штаб» гендиректора фитнес-клуба могут входить руководители направлений.

Дивизионная. Тут пляшут от продукта, сферы деятельности или региона. Под каждый продукт есть свой маркетинг, производство, дистрибуция. Это проектная работа, заточенная на создание конкретных ценностей для клиентов. Хорошо, бизнес-ориентированно, все при деле, но дорого.

Подойдет для фитнес-империи с клубами, франшизой, онлайн-членством, производством мерча и спортпита, лицензированием тренеров, каким-нибудь онлайн-членством и так далее.  Малому бизнесу отсюда полезна разве что мысль о проектной работе.


Наш подход к оргструктуре фитнес-клуба

Лучшая оргструктра — та, которая удобна вам. Мы в своих клубах, например, используем смешанный подход. Основные принципы такие: налегаем на автоматизацию, стараемся обойтись минимумом сотрудников, обязательно назначаем руководителей направлений. Нет такого, что продажи бесхозные, как иногда бывает в небольших фитнес-клубах. За каждую функцию кто-то отвечает.

На текущем нашем проекте — фитнес-клубе в Москве 3000 м² — разделение вполне традиционное, по функциям.

1. Отдел продаж с руководителем;
2. Отдел маркетинга и рекламы, которым руковожу я;
3. Служба клининга с руководителем;
4. IT-специалист;
5. Менеджер тренажерного зала, менеджер групповых программ и единоборств;
6. Тренеры в штате;
7. Арендаторы площадей: тренеры, массажисты.

Работу планируем проектно: при необходимости к проектам подключаются члены команды с нужными компетенциями. Такой микс.


Узнать больше об Александре Вишняке и управлении фитнес-клубом можно здесь.


Узнайте больше об оптимизации бизнес-процессов Вашего фитнес-клуба вместе с 1С:Фитнес клуб! Оставьте заявку, и наши менеджеры свяжутся с Вами для бесплатной консультации.


ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ