Как Роспотребнадзор проверяет, штрафует и закрывает бизнес

Александр Вишняк, фитнес-эксперт и бизнес-консультант

Власти пока не отваживаются на полноценный карантин, а вместо этого активнее проверяют и наказывают компании. С мая по октябрь Роспотребнадзор проверил в Москве 1550 объектов и нашел нарушения на 1215-ти. Общая сумма штрафов — 22 млн руб., закрыты 150 объектов.

Рейды продолжаются и ужесточаются. «Проверки проходят ежедневно, как со стороны сотрудников управ, так и со стороны Роспотребнадзора», — говорят во «ВкусВилл» (Как магазины и ТЦ готовятся ко второй волне и сколько на это тратят, Форбс). Недавно за нарушения наказали несколько банков, кинотеатр и даже Концертный зал им. Чайковского.

Нарушителям грозят штрафы до 500 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток (Коронавирусный антирекорд заставляет Москву ужесточать антиковидные меры, Независимая газета).

Что происходит, если проверяющие находят нарушения

Специалисты Роспотребнадзора составляют протоколы проверки и, если нарушений много, могут сразу закрыть бизнес. Материалы проверки направляют в суд, который принимает решение о штрафе или приостановлении работы. Чтобы открыться досрочно, нужно устранить нарушения и обратиться в суд. Суд попросит РПН провести повторную проверку и по её результатам может разрешить открыться.

Проверки и их последствия — не только муторная история, но еще и лотерея. Например, торговые центры Роспотребнадзор способен закрывать целиком, и любой расположенный в них бизнес может попасть под раздачу. Так случилось с «Миллионом мелочей» в Бибирево. Причем инспекторы не проводили официальную проверку, а втихую собрали доказательства и 29 сентября закрыли ТЦ до решения суда.

За что штрафуют и закрывают

Есть официальные рекомендации (они же требования) Роспотребнадзора, о которых мы уже писали. Но на практике проверяющие могут бесконечно конкретизировать требования.

Руководитель из ритейла Виктория рассказала о деталях недавней проверки и требованиях, четко не прописанных в «рекомендациях». К примеру, отдельный мусорный бак для использованных масок и перчаток с двумя вложенными пакетами оказывается должен стоять у входа и быть подписан «Отходы класса Б».

Средства дезинфекции — только из официального списка, без самодеятельности. А еще инспекторы смотрят договор с медучреждением на тестирование работников на коронавирус. У Виктории проверяющие придрались к тому, что сотрудник был без одной перчатки (Эфир «Бизнес ФМ», 8 октября 2020).

Однако главная проблема бизнеса — уговорить клиентов приходить в масках и перчатках. На сайте Роспотребнадзора есть разъяснение, почему магазин или ТЦ вправе отказать в обслуживании безмасочным посетителям. Но фитнес-клубы там не упомянуты и в целом четкого закона на этот счет нет. Одни рекомендации, которые людям не указ.

«Они (посетители) вызывают полицию, пишут жалобы в Роспотребнадзор, иногда даже нападают на сотрудников», — рассказал про попытки обязать людей носить маски в магазине представитель «Леруа Мерлен» в интервью Форбсу.

Этот зомби-апокалипсис не удивляет меня совсем. Неделю назад мы попросили клиентов фитнес-клуба в соцсетях приходить в масках и перчатках в клуб. Объяснили, что число заражений растет и что маску можно снять на время тренировки. Получили такой срач в комментариях, что диву даешься.

Сейчас выручает разве что информация в СМИ, что РПН начал штрафовать людей без масок в магазинах на 4000 рублей. Кажется, эти страницы сайтов надо распечатывать целиком и вешать на ресепшн. Некоторых мотивирует только кнут.

Материалы по теме:

Узнать больше об Александре Вишняке и управлении фитнес-клуба можно здесь.


Узнайте больше об оптимизации бизнес-процессов Вашего фитнес-клуба вместе с 1С:Фитнес клуб! Оставьте заявку, и наши менеджеры свяжутся с Вами для бесплатной консультации.


ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ