Облачное будущее
Громоздкие серверы и обилие «железа» в офисах вскоре могут стать историей. Бизнес активно переносит «цифру» в облачные сервисы. Эту тенденцию ускорила девальвация рубля: затраты на создание собственной ИТ-инфраструктуры постоянно растут, тогда как услуги облаков в силу высокой конкуренции становятся все более доступными.
Мировой сектор облачных вычислений является одним из самых динамичных направлений экономики, отмечает партнер группы по управлению информационными рисками KPMG в России и СНГ Тимофей Хорошев. Согласно Gartner, объем мирового рынка облачных вычислений в 2017 году составил $260 млрд. В России рынок облачных услуг сравнительно невелик, по разным оценкам, его объем находится в пределах 25–30 млрд руб.
Преимущества облачных сервисов для бизнеса стали особенно заметны после девальвации рубля. «Одна из причин динамичного развития рынка заключается в том, что на фоне существенного удорожания оборудования стоимость облачных услуг фактически не изменилась,— говорит заместитель директора Ростовского филиала ПАО «Ростелеком», директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Александр Грибков.— И теперь выгода от их использования более чем очевидна. Кроме того, облака становятся основой цифровой трансформации, о которой сегодня говорит не только бизнес, но и государство».
«Еще лет пять назад на волне активной автоматизации предприятия разных отраслей и разных масштабов бизнеса охотно закупали ИТ-оборудование и программное обеспечение,— рассказал региональный руководитель направления облачных услуг компании Softline в ЮФО Дмитрий Кравченко.— Все закончилось с девальвацией рубля: цены на „железо“ и софт повысились, и сам факт покупки собственного серверного оборудования стал вызывать много вопросов. Владельцы бизнеса хотят четкой привязки вложений в оборудование к бизнес-результатам. У серверов, которые заказчики покупают и устанавливают у себя, эта привязка неочевидна: иногда серверы клиентов загружены менее чем на 20% от их возможностей. Облачные услуги здесь имеют преимущество. Аренда мощностей и приложений из облака — практически единственный способ не платить лишнего и закупать сервисы в таком объеме, который необходим здесь и сейчас».
Директор по продажам ActiveCloud Russia Дмитрий Яшин считает, что эффективность облачных сервисов для бизнеса можно рассмотреть с двух позиций — финансовой и технологической: «Финансовую можно оценить так: компания может разделить свои траты на ПО и оборудование на несколько лет вперед, ей не придется единовременно выводить из оборота крупные финансовые потоки для развития ИТ. Технологическое преимущество заключается в том, что клиент получает оборудование и ПО последнего поколения, обслуживание и поддержку которого на себя берет облачный провайдер». Кроме того, как заметил исполнительный директор SONM Олег Любимов, компании могут повышать эффективность не только благодаря технологиям, стоящим за облачными сервисами, но и из-за перехода с модели CAPEX (покупка серверов и софта) на модель OPEX (использование готового сервиса по подписке). В нынешних быстро меняющихся условиях это позволяет сделать бизнес более эффективным и быстрее начинать развитие новых проектов без привлечения дополнительного финансирования.
Помимо экономической составляющей есть еще и фактор доверия к экспертизе провайдера, считает Дмитрий Кравченко. Большинство крупных игроков облачного рынка реализуют свои решения/сервисы на очень высоком техническом уровне. Организация аналогичной инфраструктуры у себя на порядок дороже и экономически не обоснована. Модель подписки (аренды облака) страхует заказчика от лишних рисков, когда ему необходимо начать новый, важный для бизнеса ИТ-проект. «В случае с облаками, если проект „не взлетает“, клиент просто отказывается от взятой в аренду облачной инфраструктуры. А если специально под проект куплено дорогое оборудование, оно мертвым грузом повисает на балансе предприятия»,— отметил Дмитрий Кравченко.
В структуре отечественного рынка облачных услуг, по оценкам KPMG, сегодня преобладают услуги SaaS, «программное обеспечение как услуга». «Среди основных трендов этого сегмента — увеличение пропускной способности каналов данных, гибкость, то есть программно-конфигурируемые сети, ЦОДы, облачные вычисления, расширение сферы использования облаков»,— рассказывает Александр Грибков.
Вторыми по популярности являются решения класса IaaS, «инфраструктура как услуга», комментирует Тимофей Хорошев. При использовании IaaS клиент получает виртуальную или выделенную физическую среду (HaaS), в которой он самостоятельно разворачивает необходимое системное и прикладное программное обеспечение и частично берет на себя в том числе и функции администрирования.
Также набирает популярность направление «платформа как сервис» (PaaS). «Эта направление предоставляет широкий спектр инструментов и продуктов на базе готового функционала, использование которых может способствовать развитию различных решений в облаках. Ярким примером могут служить когнитивные облачные сервисы, которые позволяют легко встраивать в свои приложения функционал распознавания речи и изображений, перевода на различные языки, механизм рекомендаций и т. д.»,— рассказал консультант по облачным продуктам «ФОРС Дистрибуция» Эмин Аскеров. «Услуги класса PaaS пока занимают сравнительно небольшую долю рынка, поскольку спрос на подобные услуги в настоящее время все еще невелик и поставщики с осторожностью инвестируют в решения данного класса. Однако, опираясь на мировой опыт, в дальнейшем следует ожидать роста данного сегмента комплексных облачных услуг»,— считает Тимофей Хорошев.
Уже не новичок
Как считает гендиректор компании «Облакотека» Максим Захаренко, облачные сервисы для бизнеса в России вышли на этап зрелости. Во-первых, речь идет о многообразии предложения. «На российском рынке представлено множество универсальных облачных платформ инфраструктурного уровня (IaaS), расположенных в ЦОДах в РФ,— комментирует Максим Захаренко.— Платформы начали специфицироваться: для гос- и муниципальных структур, для СМБ, платформы корпоративного уровня, использующие все известные современные платформы виртуализации: VMware, Hyper-V, KVM —
и предназначенные для решения различных задач. Несмотря на 242-ФЗ о первичном размещении персональных данных на территории РФ, активно работают международные гипероблачные гиганты Amazon, Azure, Oracle, IBM и др. Кроме того, расширился спектр предлагаемых сервисов. Теперь помимо мощностей практически все IaaS-провайдеры предлагают сервисы сетевого уровня, резервирование, гибридные сценарии, аренду программного обеспечения, администрирование и другие удобные для клиентов сервисы инфраструктурного уровня. SaaS-провайдеры не отстают. Это касается как родившихся в облаке CRM, коммуникационных, бухгалтерских и учетных систем, так и активно движущегося в облака из традиционного рынка 1С. У всех облачных провайдеров двузначный годовой рост в процентах, у некоторых и трехзначный. В 2017-м – начале 2018 года в IaaS-гонку включились Yandex, Mail.ru, сотовые операторы и др., что также подтверждает перспективность облачного рынка».
Доказательство зрелости рынка — появление все большего количества узкоспециализированных облачных сервисов. «Лучшие облачные продукты сейчас — это продукты, которые ориентированы на определенную небольшую функцию и активно ее развивают. Например, это такие продукты, как amoCRM, использующийся для продаж, программа Trello для управления проектами, виртуальная АТС Mango Office или платформа Power BI, предназначенная для аналитических отчетов»,— рассказал руководитель департамента разработки «Аллсан» Владислав Сысоев. «Так, в логистике облачные решения еще два года назад предлагали преимущественно размещение и ответ по заявкам на перевозку, а сегодня в облаках обрабатывается весь цикл перевозок — от размещения заявки на грузовой автомобиль до отправки транспортных документов после рейса в налоговую для проведения вычета по НДС»,— рассказал, например, руководитель транспортной компании Traft Артур Мурадян. Директор по развитию системы автоматизации «1С:Фитнес клуб» Руслан Микитюк рассказал, что его компания в прошлом году перевела в облако свою программу для автоматизации работы фитнес-клубов. «Программу для автоматизации салонов красоты, которая в коробочной версии существует больше десяти лет, готовимся запустить в облаке в ближайшее время. Чуть позже будет создано облачное предложение программы для автоматизации стоматологических клиник»,— поделился планами Руслан Микитюк. О том, насколько перспективным может быть каждый отдельный сегмент, свидетельствуют темпы роста рынка виртуальных АТС. По данным «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка виртуальных АТС (ВАТС) в 2017 году составил 5,9 млрд руб., увеличившись на 41% по отношению к 2016 году.
Для крупных и для маленьких
Облачные сервисы используют компании любого масштаба, однако то, какие именно услуги выбирают предприниматели, зависит от размера компании. «Крупный бизнес и государственные заказчики уже обладают мощной выстроенной ИТ-инфраструктурой,— комментирует начальник отдела по развитию и продажам корпоративных решений и сервисов ПАО «ВымпелКом» по Южном региону Игорь Науменко.— При этом мы видим, что за последний год спрос на ИТ-решения не снизился, а экономические и политические мотиваторы (рост курса доллара и импортозамещение) ускорили оценку применимости решений в облаках. Сегодня крупные компании привлекают низкие начальные финансовые вложения, модель аренды, быстрый и легкий старт. В этой ситуации большинство российских ИТ-директоров крупных компаний делают ставку на гибридные облака, когда компания использует свою уже развернутую традиционную инфраструктуру, вынося по мере необходимости часть бизнес-процессов в облака публичные».
По словам Игоря Науменко, компании среднего и малого бизнеса, не имея больших бюджетов на ИТ-инфраструктуру, готовы к переходу на сервисное обслуживание, когда оператор предоставляет решение «под ключ» и избавляет их от затрат на закупку дорогостоящего оборудования, оплату труда квалифицированных ИТ-специалистов, расходов на аренду помещений, покупки ПК для персонала.
Регионы консервативны и осторожны
Активность использования облаков зависит и от расположения компании. «Москва и Санкт-Петербург традиционно опережают всю остальную Россию по внедрению новинок информационных технологий. Здесь облачные CRM используют 50% наших клиентов и более 80% используют облачные хранилища данных,— приводит данные руководитель отдела управления продуктами компании Neirika Никита Трундаев.— Однако чем дальше от Москвы и Питера, тем меньше информации и функций автоматизации пользователи перекладывают в облака. Недостаток информации в системе не позволяет таким пользователям контролировать клиентов и сотрудников из интерфейса облака в полной мере».
По мнению директора по маркетингу Xelent Ильи Рогова, меньшая степень проникновения облачных технологий в регионах связана с уровнем развития высокоскоростного доступа в интернет. С этим мнением согласен и менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services Алексей Кречетов: «На Урале и далее на восток есть огромная потребность в качественных облаках. Московские и Санкт-Петербургские облака не устраивают клиентов своей отдаленностью и, как следствие, проблемами с сетевыми задержками, а такого же уровня облаков в регионах до сих пор нет. Поэтому мы сейчас активно прорабатываем такие решения». По мере развития технологической инфраструктуры будет повышаться и проникновение облачных продуктов в регионы, уверен Илья Рогов.
При всех преимуществах облаков, перенос в них инфраструктуры может быть довольно трудоемким и непростым процессом, считает Владимир Фоменко, основатель компании King Servers. «Если компания решит перенести свою инфраструктуру в облако, то ей придется решать задачи по переносу данных, обеспечению защиты инфраструктуры, обеспечив при этом непрерывность сервиса для клиентов. При этом придется проанализировать большое количество существующих на рынке сервисов, чтобы выбрать самый лучший с точки зрения надежности и стоимости. Кроме того, при работе с облаком неизбежно меняется общая стратегия управления бизнесом — компания начинает больше зависеть от сторонних сервисов, не все руководители и сотрудники „старой закалки“ могут это принять, а значит, могут потребоваться и изменения в области кадров»,— отмечает Владимир Фоменко.
К другим «препятствиям» на пути перехода в облака, по мнению Павла Терентьева, независимого эксперта IT-отрасли, относятся высокая степень зависимости от провайдера, сложный механизм контроля данных и их интеграции в единую систему, зависимость работы компании от стабильности доступа к серверу.
Тем не менее в регионах также растет интерес к облачным технологиям. «По нашим данным, в 2017 году заказчики на юге России в два раза чаще стали делать выбор в пользу облачных решений, а не собственной локальной инфраструктуры»,— рассказал региональный руководитель направления облачных услуг компании Softline в ЮФО Дмитрий Кравченко.
Безопасность превыше всего
Самым большим препятствием на пути более широкого распространения облачных технологий является вопрос безопасности. «Несмотря на то что облачные сервисы в целом соответствуют высоким стандартам информационной безопасности, есть множество угроз, связанных с их работой,— считает Яков Гродзенский, руководитель направления информационной безопасности компании «Системный софт».— К ним относятся вредоносные программы, которые могут распространяться очень быстро и нанести урон большому числу пользователей. Второй большой блок связан с безопасностью данных, в том числе персональных: к ним относятся утечки, отсутствие разграничения доступа пользователей, риски несанкционированного доступа и многие другие угрозы». По статистике около 70% пользователей облачных сервисов хотя бы раз подвергались взлому, приводит данные руководитель Flashsafe Алексей Чуркин. Облачные сервисы не защищены — в частности, облака, расположенные в США, имеют миллионы скомпрометированных аккаунтов (Dropbox и Box), что подтверждается открытой статистикой.
Несмотря на сложности, которые могут возникнуть при переходе на облачные технологии, этого не стоит бояться, уверен директор по развитию облачных услуг компании КРОК Максим Березин. Миграция в облако несет экономическую пользу для бизнеса и позволяет преодолеть ограничения статичной ИТ-инфраструктуры. Основной фактор успешного переезда, на что нужно обратить внимание, по мнению Максима Березина,— это надежность облачного провайдера, уровень SLA и наличие у него сильных компетенций в области ИТ-консалтинга.
К тому же существует целый ряд решений, которые позволяют обеспечить безопасность данных в облаке. По словам Якова Гродзенского, наиболее важные из них — системы класса CASB (Cloud Access Security Broker). В таких продуктах применяются современные технологии поведенческого анализа (так называемые UEBA). В зависимости от производителя они могут включать контроль утечек информации, анализатор аномальной активности пользователей, непрерывный мониторинг происходящего в сервисе, анализ рисков на уровне приложений и другие возможности.
Игра в догонялки
Сегодня отставание облачных сервисов в России от американского и европейского рынков составляет от четырех до шести лет, приводит данные Илья Рогов. «Между тем на этих рынках, по самому свежему апрельскому прогнозу аналитиков Gartner, вплоть до 2021 года будут сохраняться темпы прироста от 23% до 29% в год. Эти же темпы будут актуальными и для России»,— отмечает эксперт.
С развитием программы «Цифровая экономика» в России наступает время технологического обновления, и рынок IT и телекома получает новый драйвер роста, отмечает Никита Трундаев. «Системы развиваются очень быстро. Облака становятся удобнее и доступнее. Интерфейсы облачных платформ легки для восприятия и готовят пользователя к простому и быстрому переходу от традиционных, стационарных версий систем на новые — облачные. Я ожидаю, что рост облачных сервисов увеличится на 30% по сравнению с вполне успешным 2017 годом».
Особенно активно облачные технологии будет осваивать малый бизнес, уверен Владимир Фоменко. «Статистика показывает, что существует пространство для дальнейшего проникновения облаков в сегменте малого бизнеса в России, сегодня этот сегмент отстает от крупного и среднего бизнеса,— отмечает эксперт.— Объем рынка облачных сервисов также увеличится, при этом многие компании продолжат переходить на российские решения».
Издательский дом «Коммерсант.ru»