Повлияла ли вторая волна эпидемии в России на посещения клиентов в фитнес-индустрии

 

Для ответа на этот вопрос мы воспользуемся открытыми данными аналитического сервиса фитнес-индустрии от 1С:Фитнес клуб, к которому на данный момент подключено более 200 операторов фитнес-индустрии из 36 регионов России. Это позволяет получать данные об изменении показателей в отрасли в реальном времени, а также проводить ретроспективный анализ состояния индустрии в сравнении с прошлым годом.

За счет чего пандемия влияет на отрасль? Во-первых, это снижение посещаемости за счет того, что клиенты фитнес-клубов заболевают COVID-19. Во-вторых, это влияние информационной повестки в СМИ на настроение и общий эмоциональный фон — люди стараются ограничивать свои контакты и посещения общественных пространств. Наконец, свое влияние оказывают ограничения со стороны Роспотребнадзора.

Графики развития событий и статистики запросов о потере обоняния в разгар пандемии

По данным статистики заболеваемости от Яндекс: https://yandex.ru/covid19/stat, вторая волна началась во второй половине сентября. Также по данным Яндекс, на октябрь и ноябрь 2020 годы пришелся всплеск запросов о потере обоняния. Из этого можно сделать вывод, что люди были напуганы и старались выявить у себя симптом.

На графиках показано изменение числа поисковых запросов об одном из самых специфических симптомов коронавируса — потере обоняния. Связь между этим показателем и числом заражений очень опосредованная: есть много внешних факторов, которые влияют на поведение пользователей поиска. С одной стороны, слухи и новости могут стимулировать рост числа запросов. С другой, распространение знания о симптомах снижает спрос на информацию из интернета. Поэтому судить по запросам о числе заболевших или о динамике распространения вируса нужно с большой осторожностью.

По данным аналитического сервиса фитнес-индустрии, ажиотаж вокруг пандемии и второй волны очень незначительно сказался на посещениях фитнес-клубов и студий. Это можно связать с тем, что отрасль приложила массу усилий в пропаганде занятий фитнесом как средства борьбы и профилактики COVID-19.

process 2
Исследование и аналитический обзор фитнес-индустрии



Аналитический обзор по фитнес-отрасли в целом

Если рассматривать период «второй волны» от 21 сентября по конец ноября 2020, то в среднем по отрасли фитнеса в России наблюдается прирост еженедельных посещений в 15,25%. Вместе с тем, в период с 5 по 19 октября наблюдался незначительный, менее 1%, спад посещаемости.


Исследование и аналитический обзор рынка фитнес-клубов
Исследование и аналитический обзор рынка фитнес-клубов


Анализ посещений в классических фитнес-клубах

Менее всего вторая волна оказала влияние на классические фитнес-клубы. У них наблюдалось снижение по посещениям на 1,1% в первые три недели октября. Это можно связать с тем, что клубы располагают значительными маркетинговыми ресурсами, чтобы донести до клиентов важность и ценность занятий в этот период.


process 2
Исследование и аналитический обзор рынка фитнес-студий


Влияние второй волны пандемии на фитнес-студии

В большей степени «вторая волна» повлияла на фитнес-студии. Здесь посещения упали с 21 сентября и восстановились на прежний уровень только к через месяц, к 26 октября. Далее наблюдается 16% рост к 7 декабря.


process 2
Исследование и аналитический обзор рынка танцевальных школ и студий


Анализ посещений танцевальных школ и студий осенью 2020

В студиях танца наблюдалось снижение посещений с начала «второй волны» и резкий спад со 2 ноября (на 12.4%), после чего посещаемость так же резко возросла — прирост от «дна» составил 28.6%.


process 2
Исследование и аналитический обзор рынка спортивных комплексов


Как посещали спортивные комплексы в пик пандемии

Сильнее всего «накрыло» сегмент спортивно-оздоровительных комплексов. Они потеряли от начала к концу исследуемого периода 9% посещений клиентов. При это в это периоде были как прирост посещений на 11% в начале октября, так и падение на 9% в начале ноября относительно начала периода. Это можно связать с более чувствительной аудиторией спортивных комплексов к новостной повестке и к более жесткому регулированию посещений. Чаще всего комплексы являются бюджетными организациями и исполняют предписания и распоряжения с минимальной задержкой.


process 2
Исследование и аналитический обзор рынка бассейнов


До бассейнов не дошла пятая часть клиентов

Бассейны ко второй половине ноября потеряли 20% посетителей с начала «второй волны». Это самый пессимистичный показатель из представленных в аналитическом сервисе сегментов фитнес-рынка по недельным срезам посещаемости клиентов.


process 2
Исследование и аналитический обзор рынка йога-студий


Лидер отрасли по динамике посещений в пандемию COVID-19

Самый лучший показатель в отрасли продемонстрировали студии йоги — 38% прирост посещаемости от начала второй волны к концу ноября. Очевидно, это та самая ниша, которая оказалась максимально востребована клиентами — во времена стрессов и нестабильности люди стремятся обрести душевное равновесие, и йога здесь пришлась как нельзя кстати.


Павел Челмадеев

Директор по маркетингу 1С:Фитнес клуб
и аналитический обозреватель фитнес-рынка

Как показали наблюдения, наиболее стабильными оказались классические фитнес-клубы. Влияние второй волны пандемии на посещения в совокупной их массе оказалось незначительным. В то время как сегменты малого фитнес-бизнеса (фитнес-студии, студии растяжки, студии-йоги) оказался наиболее подверженными колебаниям в этот период, но в целом показали устойчивый прирост посещаемости на середину декабря 2020 года.

Буду рад обсудить с представителями отрасли — оказалась ли для их бизнеса вторая волна COVID-19 легким приливом или сокрушительным цунами. Переходите в чат для обсуждения!