Возвраты: что фитнес-клубам нельзя писать в договоре?

Александр Вишняк, фитнес-эксперт и бизнес-консультант

Часто фитнес-клубы добавляют в договор с клиентом пункты, призванные снизить сумму возвратов: штрафы, неустойки, завышенную оплату фактически понесенных расходов и другие. Но вместо того, чтобы защитить бизнес, эти включения ставят его под удар, поскольку нарушают закон о правах потребителей. Клиент вместе с адвокатом способны ободрать клуб, как липку.

В большинстве стран мира клубы могут штрафовать за досрочное расторжение контракта. Нам же досталась по наследству советская модель, в которой у потребителя больше прав, чем у предпринимателя. Но закон есть закон, будем защищать себя правильно. Проверьте свою оферту и приведите её в порядок.

Собрал основные моменты, которые не стоит включать в договор с клиентом. Смотрите, на что клуб по закону не имеет права, и как оспаривать суммы возврата эффективнее:

Существенно сокращать сумму возврата, завышая фактически понесенные расходы

Клубы часто указывают в прейскуранте или договоре, что выпуск карты стоит, к примеру, 2000 ₽, а фитнес-браслет — 5000 ₽. И вычитать эти деньги из суммы возврата. Однако по закону понесенные расходы должны быть обоснованными. Затраты на карту и браслет, конечно, есть, но это не 20-30% стоимости клубной карты.

Клиент вправе попросить прейскурант (вы обязаны предоставить его по требованию), привлечь независимого эксперта для оценки обоснованности суммы вычета и оспорить её в суде.

Штрафовать за досрочное расторжение контракта

Накладывать штрафы могут только суд и уполномоченные органы. Требовать компенсацию можно, если по вине клиента клуб понес безусловные расходы. В случае с возвратом денег за неиспользованную часть абонемента безусловных расходов нет.

Назначать комиссию за расторжение договора клуб тоже не может. Комиссия в данном случае равносильна штрафу, судьям это не понравится.

Вводить особые условия для расчета суммы возврата

Например, назначать разные суммы возврата по уважительной и неуважительной причинам. Требовать подтверждения невозможности продолжить тренировки справкой от врача и прочее. 

По закону клиент не обязан объяснять ни вам ни даже суду мотивы расторжения договора. Требовать объяснений, доказательств и вычитать неустойку за прекращение договора по неуважительной причине нельзя.


Как корректно работать с возвратами

Правильно рассчитать сумму. Делим стоимость карты на количество месяцев, которые действует абонемент. Получаем стоимость одного месяца пользования услугами клуба. Умножаем её на количество полных месяцев, оставшихся с момента подачи заявления до окончания действия карты. Получаем сумму, которую надо вернуть.

Если абонемент куплен по акции, сумму возврата можно оспорить. Пропишите в прейскуранте и договоре стоимость каждого месяца. Указывайте в договоре, что цена специальная, со скидкой.

Если клиент покупает карту по акции, размер возврата рассчитывается так: из суммы контракта вычитается стоимость месяцев, которые человек отходил.

Деньги клуб обязан возвращать только за будущий период. Если клиент хочет возврат за пропущенные им месяцы, это вас не касается, услугу вы оказали.

Постараться решить вопрос мирно. Выигравший суд клиент вправе стребовать с клуба не только сумму возврата, но и проценты за неправомерное пользование его деньгами (Ст. 395 ГК РФ), компенсацию морального вреда, оплату услуг юристов и привлеченных экспертов. А если войдет во вкус, то и штраф в размере 50% от присужденной суммы за отказ удовлетворить его требования добровольно.

Вернуть деньги в течение 10 календарных дней. Именно такой срок установлен в законе о правах потребителя.


Узнать больше об Александре Вишняке и управлении фитнес-клубом можно здесь.


Узнайте больше об автоматизации финансового учета в системе 1С:Фитнес клуб! Оставьте заявку, и наши менеджеры свяжутся с Вами для бесплатной консультации.


ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ